На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ливень
    ещё бы качество хотя бы в хосте поплелось за ростом...Крым показывает м...
  • Александр Шмидт
    Едет предлагать кредиты от почта банку, что ещё он можетТоп-5 симптомов, ...
  • саша
    Красота. Лишний раз убедили, что бы не создавали все выходит ортопедическое коверкающее человека.Природа Крыма и к...

Киммерия «чудака Макса»: необычные факты о Волошине в Крыму

Первооткрыватель поэтической Киммерии, талантливый поэт, художник и мастер на все руки, Максимилиан Волошин называл Коктебель истинной родиной своего духа. Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения «чудака Макса», как называли его друзья. Туристический портал подготовил интересные факты, связанные с его жизнью в Крыму.

28 мая исполняется 145 лет со дня рождения Максимилиана Волошина – талантливого «чудака Макса», поэта, художника, искусствоведа, философа, переводчика, который стал легендой ещё при жизни. Щедро одарённый от природы, Волошин умел делать всё. У него были золотые руки. И невероятной широты душа, гостеприимно распахнутая всему новому, душа, которая навсегда осталась в Крыму…

Вместе с сотрудниками музея-заповедника «Киммерия Волошина» Турпортал составил ТОП-7 интересных фактов о крымской жизни Максимилиана Александровича.

«Истинная родина моего духа»

Максимилиан Волошин по праву считается поэтическим первооткрывателем Киммерии –таинственной и легендарной страны, воспетой Гомером и увиденной творческим гением поэта в красоте ландшафтов юго-восточного Крыма.

«Киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (Южного берега и Херсонеса Таврического)», – писал Волошин. Его перу принадлежит ряд поэтических циклов – «Киммерийская весна», «Киммерийские сумерки».

Но прежде чем окончательно поселиться в Коктебеле – на «киммерийской земле» – поэт успел побывать во многих местах. Так, 29 августа 1899-го вместе с матерью Еленой Оттобальдовной отправляется в первое заграничное путешествие по маршруту: Феодосия – Одесса – Киев – Краков – Вена – Венеция – Верона – Лугано – Цюрих – Люцерн – Берн – Женева – Милан – Локарно – Базель – Париж – Кёльн – Берлин.

«Коктебель, – вспоминал Волошин впоследствии, – не сразу вошёл в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземноморья, чтобы понять его красоту и единственность».

Рисунок Максимилиана Волошина «Виды Коктебеля»

Сакские грязи избавили гения от артрита

Известно, что в период с 1912-го по 1922 гг. поэт трижды побывал в Евпатории, причём два раза выступал здесь с лекциями и декламацией своих стихов. Третий раз он посетил Евпаторию с лекциями в ходе курса грязевого лечения в Саках летом 1922 года: Волошин страдал воспалением суставов.

К слову, в Саках можно заказать индивидуальную пешеходную экскурсию под названием «Знаменитые врачи и пациенты курорта Саки», в рамках которой можно узнать в том числе и о том, как проходило лечение поэта. Основная локация – территория Сакского курортного парка, где располагаются корпуса старой грязелечебницы.

Сакский курортный парк

«Чудак Макс» принимал за лето до 600 гостей

Дом Волошина в Коктебеле, который поэт начал строить в 1903 году, задумывался им в виде корабля: площадки и лестницы изображали соединённые трапами палубы, а в башне находилась художественная мастерская. Этот «корабль» фактически стал первым в России домом творчества – в нём Волошин принимал по 500-600 человек за лето.

Из 22-х комнат дома более 15 отводилось для гостей. За проживание никакой платы не взималось, но гости участвовали в ведении общего хозяйства. В те годы, когда приезжих было очень много, Волошин размещал их даже на втором этаже, часто уступая свои владения. Хозяин мог уступить гостям даже свою мастерскую, не оставался пустым и чердак. Дом поэта в разные годы посещали Максим Горький, Алексей Толстой, сёстры Цветаевы, Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Всеволод Вишневский, Константин Тренёв, Илья Эренбург, Генрих Нейгауз, Надежда Обухова, Майя Плисецкая, Иосиф Бродский и многие другие.

Гости Максимилиана Волошина на его даче в КоктебелеМаксимилиан Волошин с гостями на своей даче в Коктебеле

Волошинский профиль на Кара-Даге

Писатель Викентий Вересаев, живший в Коктебеле у себя на даче в 1918-1921 годах, писал: «Справа высятся крутые утёсы Кара-Дага; на склоне его выступы скал образуют совершенно определённо человеческий профиль, несколько напоминающий профиль Пушкина. Впрочем, постоянно живший в Коктебеле поэт Волошин утверждает, что это его профиль».

После землетрясения 1927 года скала частично обрушилась – и многие начали утверждать, что профиль действительно очень похож на Волошинский.

Кстати, о землетрясении. Оно случилось 12 сентября в 00 часов 20 минут. Вот как состояние Максимилиана Александровича описал тогда один из его соседей: «После первых же толчков, всполошивших жителей, выбегавших полуодетыми из своих домов, я пошёл к Волошину. Он сидел в своей комнате, заставленной полками с книгами, в кресле, в неизменном хитоне, скрестив толстые голые ноги в сандалиях, похожий на Зевса-громовержца, по указанию которого и произошло землетрясение. У ног его лежали обломки какой-то свалившейся от толчков вазы и книги».

Гора Кара-Даг

Волошинская шляпа и принцип восходящих потоков

На горе Клементьева, которую по праву называют колыбелью отечественной авиации, установлен шуточный памятник широкополой шляпе Максимилиана Александровича. По одной из версий, с помощью этого головного убора в 1920-е годы легендарный лётчик-испытатель и внук Ивана Айвазовского Константин Арцеулов во время прогулки из Коктебеля в Феодосию объяснял Волошину принцип действия восходящих потоков.

Для этого он предложил поэту взобраться на хребет Узун-Сырт и там подбросить свою соломенную шляпу вверх. Тот послушался, после чего, как писал в своих воспоминаниях Арцеулов, «невидимые струи воздуха подхватили её и подняли вверх». А Волошин «по-детски радовался этому открытию».

Гора Клементьева

Могила поэта и камешки, исполняющие желания

Будучи в Коктебеле, многие туристы стремятся побывать на могиле Волошина, которая находится на вершине горы Кучук-Енишар, на высоте почти 193 метра над уровнем моря. Отсюда открывается потрясающий вид на живописную Коктебельскую бухту, величественный мыс Хамелеон и знаменитый Карадагский заповедник. Правда, подъём стоит немалых усилий.

При жизни Волошин часто поднимался сюда, чтобы насладиться неповторимыми пейзажами своей Киммерии, и именно здесь завещал себя похоронить. Причём просил носить на могилу не цветы, а камешки: к такой идее его подтолкнул Александр Грин, который когда-то, пройдя из Старого Крыма в Коктебель, принёс поэту в подарок камешек – он хранится в Доме-музее Волошина с надписью химическим карандашом.

Сегодня рядом с надгробием лежат целые россыпи различных камней, принесённых местными жителями и туристами. Многие пишут на них свои желания и верят, что творческий дух поэта поможет их исполнить.

Могила Максимилиана Волошина

Что хранится в Доме-музее

Официально Дом-музей Волошина был открыт 1 августа 1984 года. Фондовая коллекция насчитывает почти 55 тысяч единиц, из которых 9255 – книги личной библиотеки поэта, а также более 5 тысяч книг (многие – с дарственными надписями) научной библиотеки, которая постоянно пополняется.

В фондах музея – более 1500 графических и 150 живописных работ Волошина, представлены его личные документы: рукописи и машинописи с авторской правкой, переводы, письма к родным и друзьям, записные книжки. Особую ценность представляют негативы и позитивы, выполненные самим поэтом. Эксклюзивны самодельные предметы мебели, украшенные росписью, инкрустацией, выжиганием: некоторые Максимилиан Александрович делал сам.

Хотите быть в курсе самых интересных туристических новостей Крыма? Тогда напишите нам на info@travelcrimea.com и мы включим вас в нашу рассылку

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх