На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ливень
    ещё бы качество хотя бы в хосте поплелось за ростом...Крым показывает м...
  • Александр Шмидт
    Едет предлагать кредиты от почта банку, что ещё он можетТоп-5 симптомов, ...
  • саша
    Красота. Лишний раз убедили, что бы не создавали все выходит ортопедическое коверкающее человека.Природа Крыма и к...

Путеводитель по «Малому Иерусалиму» в Евпатории: что посмотреть туристу

На туристическом маршруте «Малый Иерусалим» в Евпатории собрано многообразие эпох и конфессии. Православная святыня Крыма – собор Святого Николая, мечеть Джума-Джами, где короновались 18 крымских ханов, средневековые турецкие бани и малая Стена плача. В нашем путеводителе - об уникальном маршруте, его объектах, продолжительности и стоимости.

На туристическом маршруте «Малый Иерусалим» в Евпатории собрано многообразие эпох и конфессии. Православная святыня Крыма – собор Святого Николая, мечеть Джума-Джами, где короновались 18 крымских ханов, средневековые турецкие бани и малая Стена плача. В нашем путеводителе — об уникальном маршруте, его объектах, продолжительности и стоимости.

«Малый Иерусалим» – главный туристический маршрут старой части Евпатории. Здесь на относительно небольшой территории в 2 кв км находятся действующие храмы разных конфессий. Они – главная изюминка маршрута. Но помимо святынь туристы могут увидеть и другие знаковые объекты – памятники истории и архитектуры.

Посетить одну из самых больших православных святынь Крыма – собор Святого Николая, зайти в мечеть Джума-Джами, где в своё время короновались 18 крымских ханов, погрузиться в мистическую атмосферу кружащихся дервишей, изучить обустройство средневековых турецких бань, познакомиться с традициями самого немногочисленного народа – караимов, оставить записку с заветным желанием в малой Стене плача, а также попробовать лучший в городе кофе в этно-кофейне Гезлёвских ворот…

Это далеко не всё, что предлагает сегодня гостям Евпатории популярный и действительно уникальный маршрут «Малый Иерусалим», созданный 9 июня 2007 года.

Турпортал Travel Crimea прогулялся по его запутанным мощёным улочкам, по которым некогда ходили российские императоры Александр I и Николай II. Вместе с нами в это невероятное путешествие по разным эпохам и конфессиям отправился экскурсовод Туристско-информационного центра Константин Сокирко.

С чего всё начинается

Осмотр маршрута «Малый Иерусалим» можно начинать с любой стороны: какого-то «главного входа» нет. На маршруте есть карта (даже две), чтобы можно было сориентироваться, в какой точке находишься. Заблудиться трудно. Хотя порой хитрые улочки и пытаются запутать туриста, куда-нибудь его «увести».

Поэтому лучший вариант – обратиться к услугам экскурсовода в Туристско-информационный центр, расположенный прямо на маршруте, между мечетью и собором. Здесь вам предложат на выбор две обзорные экскурсии – как с посещением всех уникальных объектов, так и без.

Первая проводится ежедневно в 10:00, занимает 2,5 часа и стоит 600 рублей для взрослых*, 500 рублей для детей* (до 7 лет бесплатно). Вторая экскурсия – «облегчённый» вариант – стартует ежедневно в 16:00, длится 1,5 часа, а билеты обходятся, соответственно, в 500 и 400 рублей* (взрослые и дети).

Кроме того, сотрудники центра проконсультируют по всем вопросам, связанным с отдыхом в Евпатории и в Крыму.

Адрес ТИЦа: улица Тучина, 1/2
Телефон: +7 978 200-50-11.

К слову, именно с ТИЦа начинается знакомство со знаковыми историческими памятниками «Малого Иерусалима». Это здание было построено в 1908 году благодаря местному голове Семёну Дувану. Изначально здесь был доходный дом: верхние этажи сдавались отдыхающим. При этом часть заработанных денег Дуван тратил на благотворительность. Сейчас наверху живут обычные евпаторийцы, а внизу располагается Туристско-информационный центр.

Важно!

Все святыни «Малого Иерусалима» – а это собор Святого Николая, мечеть Джума-Джами, караимские кенасы, синагога Егия Капай, армянская церковь Сурб Никогайос и ансамбль «Текие дервишей» – доступны для туристов и экскурсионных групп. Но в определённое время, чтобы не мешать службам. Расписание и правила посещения размещаются на каждом объекте. Платить за вход, разумеется, не нужно, однако можно оставить добровольное пожертвование.

А мы начинаем нашу увлекательную экскурсию, и первой святыней, с которой мы знакомимся, становится…

Мечеть Джума-Джами

Или пятничная мечеть. Как известно, пятница – особый день для мусульман, когда они собираются на совместную молитву. Обычно это происходит в самой большой мечети города. А Джума-Джами – самая большая не только в Евпатории, но и на юго-западе Крыма: одновременно здесь могут разместиться около 700 человек.

У мечети есть и второе название – Хан-Джами, то есть ханская. Здесь короновались 18 ханов.

«Мечеть была построена в XVI веке по проекту одного из самых известных турецких архитекторов – Синана. Если провести параллель: для мусульман он значит столько же, сколько Микеланджело для европейцев», – рассказывает Константин Сокирко.

По его словам, святыня ремонтировалась, в частности, в 80-е годы XX века были восстановлены разрушенные ранее минареты. Внутри два этажа, молиться можно как на первом, так и на втором. Но если по какой-то причине мест внутри не хватает, то мусульманин может постелить коврик прямо во внутреннем дворике и молиться под открытым небом.

Попасть внутрь можно через три входа – два центральных и один дополнительный, с восточной стороны, который был сделан специально для крымского хана. Но сегодня «ханским входом» по понятной причине уже не пользуются.

Турецкие бани XVI века

«500 лет назад Крым входил в состав Османской империи, было сильное влияние восточной культуры, поэтому бани здесь строили в виде хамамов. И один из таких хамамов сохранился до наших дней – но уже как памятник архитектуры», – продолжает своё повествование экскурсовод.

Бани делились на мужскую и женскую половины, были предусмотрены два отдельных входа для мужчин и женщин. Внутри – три зоны: холодная (раздевалка и комната отдыха), тёплая (моечное и массажное отделения) и горячая (парилка). На женской половине бань существовала и так называемая комната невесты, где девушка перед свадьбой могла не только хорошенько попариться, но и навести красоту, сделать причёску.

В старинных турецких банях пар шёл снизу, из-под пола, для этого были проложены необходимые коммуникации, а чтобы посетители не обжигали ноги – им выдавали специальные башмаки.

В старину массажные столы были покрыты мрамором, который до наших дней не сохранился. Как не дожили и мраморные чаши XVI века (из 12 – только 3, и находятся они в музее этнографии комплекса «Текие дервишей»). Впрочем, на мужской половине можно увидеть реконструкцию мраморной чаши с краником, появившуюся при Российской империи. А вот при Османской империи никаких краников не было.

Любопытны здешние потолки с небольшими круглыми отверстиями, которые, тем не менее, пропускали достаточно света и позволяли выйти лишнему пару. Периодически эти отверстия накрывали разноцветными колпаками – голубыми, зелёными, жёлтыми, и в зависимости от того, под каким углом светило солнце, здесь преобладало различное освещение. Это помогало людям ориентироваться во времени и договариваться о встрече в бане – например, в «жёлтое время».

«Эти бани действовали до 1987 года. Конечно, в советское время люди здесь мылись не так, как в старину. Пар подавался из котельной. Но потом Советский Союз распался, бани стали бесхозными. Кстати, раньше они занимали бóльшую площадь, просто в 90-е часть территории была захвачена, – сетует Константин. – Уже при России сюда удалось провести свет, воду, установить камеры слежения. И основные работы по восстановлению ещё предстоят».

Посетить турецкие бани можно самостоятельно, но за отдельную плату: взрослый билет – 200 рублей*, детский – 150 рублей*, дошкольникам бесплатно. В летний сезон они доступны ориентировочно с 10:00 до 17:00.

Храмовый комплекс «Караимские кенасы»

Это центр караимизма общекрымского значения. А поскольку караимы – народ малочисленный (по разным источникам, их в мире не то 2000, не то 5000 человек), то можно сказать, что и мирового значения. Недавно проведённые генетические исследования показали, что караимы наиболее родственны с крымскими татарами.

«Долгое время у этого народа была традиция: считать караимом исключительно того, у кого оба родителя – караимы. В наше время эта традиция больше не действует. Я лично знаю людей, которые проживают в Евпатории, называют себя караимами, ходят в караимскую общину, но при этом у них один из родителей – не караим. Просто если бы дальше этот обычай продолжался, народ бы просто исчез», – поясняет наш спутник.

На территории комплекса расположены два дома молитвы – Большая и малая кенасы, мемориальный дворик, посвящённый караимам, сражавшимся с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, а также дворик, где собраны надгробные камни старого разрушенного караимского кладбища. Здесь же находится памятник Александру I, созданный в XIX веке. Он уникален тем, что в принципе сохранился, ведь в советские времена памятники царям нещадно сносились и уничтожались.

Гастрономическая «фишка» караимских кенас – кафе «Караман», где можно поесть вкуснейшие чебуреки с разными начинками и, конечно же, знаменитые караимские пирожки. Возле кафе находится небольшой этнографический музей – если захочется получше узнать историю крымских караимов.

Стоимость посещения караимских кенас без экскурсии: 300 рублей* (взрослый билет) и 150 рублей* (детский).

Синагога Егия Капай

Единственный в Евпатории действующий храм традиционного иудаизма. Построен в 1912 году, в основном за деньги евреев-ремесленников.

В помещение ведут три входа, потому что в традиционной синагоге мужчины и женщины должны были находиться отдельно. Мужчины входили через центральный вход и рассаживались на 1 этаже, женщины – через боковые двери и поднимались наверх, на балкончики. Сегодня евреи и еврейки заходят через один вход, сидят на 1 этаже, но отдельно друг от друга.

Главная изюминка синагоги – в том, что здесь есть своя Стена плача. Любой желающий может написать записку с просьбой или заветным желанием (для этого приспособлен специальный уголок с бумагой, ручками и даже планшетками) и вложить её в отверстия между камней. Пару раз в год представитель синагоги записки собирает и отвозит их к Стене плача в Иерусалим. А чтобы люди не сомневались, что записки действительно отправляются к месту назначения, установлен монитор, где транслируется запись этого процесса.

Оставив своё желание, не забудьте бросить пару монет в большущую кото-копилку: это довольно оригинальный арт-объект, также выполняющий функцию скамейки, где любят фотографироваться все туристы без исключения. «И чем больше кидают денег, тем шире у кота делаются глаза», – шутит Константин.

Напротив синагоги находится кафе «Йоськин кот», угощающий блюдами национальной еврейской кухни. Так, здесь можно отведать хумус, фаршмак, цимес и многое другое. Летом отдыхающие предпочитают собираться на уютной открытой площадочке, где приятно журчит фонтанчик, радуют глаз высаженные в горшочках пёстрые садовые цветы, а ещё работает выставка декоративных изделий и сувениров.

«Тот факт, что на территории синагоги находится кафе, не противоречит нормам иудаизма. Ведь синагога – это не святое место, как, например, церковь. Здесь помимо религиозных и духовных вопросов решаются вопросы светские. Единственное святое место для еврейского народа – это храм, построенный царём Соломоном в Иерусалиме. А точнее – то, что от храма осталось: та самая знаменитая Стена плача», – растолковывает Константин Сокирко.

Армянская церковь Сурб Никогайос

Переводится как церковь Святого Николая. Предполагается, что построена она была в 1820 году. Храм имеет три входа, украшенные портиками с крестовыми сводами.

Во дворе установлен хачкар – каменная стела с резным изображением креста. Для армянского народа хачкар имеет сакральный смысл: ему приписывают божественную силу исцеления и оберега. Это символ веры, молитва, воплощённая в камне.

«Но были у церкви и сложные времена. Особенно тяжело ей пришлось в период Крымской войны. Основные боевые действия в Крыму начались с захвата Евпатории, когда сюда подплыла огромная эскадра – англо-франко-турецкая и высадился десант. В этом месте находился госпиталь для французских солдат. От безделья или ещё по какой причине – некоторые солдаты штыками выцарапали надписи на стене храма. Вот, например, «1855 год», – показывает экскурсовод.

С 1937 года в здании располагался архив, а после Великой Отечественной войны его отдали под дом инвалидов. С 1994-го службы в церкви возобновились, а ещё через 5 лет она была передана в собственность армянской общины.

Историко-архитектурный ансамбль «Текие дервишей»

В этот ансамбль входят бывшее здание медресе XVIII века, мечеть Джума-Джами XVII века, освящённый мусульманский источник и главный объект – храм суфийского ордена «Мевлеви», или текие дервишей XV века.

Как и самая большая мечеть Евпатории, с которой начался наш экскурсионный маршрут, здешняя мечеть тоже называется Джума-Джами – то есть пятничная. Сюда ходили молиться мусульмане, жившие по соседству, когда та мечеть уже не могла вместить всех верующих. Её изюминка – самый старый минарет юго-западного Крыма, ему более 400 лет. Все другие минареты города – либо новые, либо восстановленные.

Мечеть действующая, но в ней ведутся небольшие ремонтные работы. У стен святыни собраны надгробные камни старинных евпаторийских мусульманских кладбищ, которые были разрушены.

А вот уникальность текие в том, что это единственный храм дервишей, сохранившийся в Крыму. Причём текие святым местом не считается. Оно предназначено для проведения духовных мистических обрядов и отдыха после них.

«И таких храмов, которым более 100 лет, которые не перестраивались и считаются действующими, в мире сохранилось всего три: в Турции – в городе Конья, в Египте – Каире и в Крыму – Евпатории. У нас самый скромный и самый маленький храм, но это не снижает его исторического значения», – подчёркивает Константин.

Дервиши пропагандировали скромную, умеренную жизнь и верили, что лишь в состоянии транса можно напрямую общаться с богом. И вот как раз дервиши братства «Мевлеви» для вхождения в транс использовали кружение. Но говорить об этом можно много, а лучше один раз увидеть воочию. И такая возможность у туристов есть!

В текие проводятся музыкальные костюмированные экскурсии, на которых артисты воспроизводят обряд кружения. Они оплачиваются отдельно от стандартной экскурсии по ансамблю и проводятся в определённые дни по предварительным заявкам. Записаться можно по телефону +7 978 794-33-01. Стоимость взрослого билета – 450 рублей*, детского – 350 рублей*. Длительность – 1 час.

По словам Константина, вхождение в транс могло занимать около двух часов непрерывного кружения. Новичкам, как правило, нужно было меньше времени, а вот мастерам порой даже больше, поскольку вестибулярный аппарат каждый раз тренируется. Конечно же, во время экскурсии никто в настоящий транс входить не будет, это просто эффектное и необычное зрелище.

К слову, в музее этнографии, расположенном на территории ансамбля, можно увидеть обрядовую одежду дервиша. Особый интерес представляет юбка, в края которой в старину вшивали для утяжеления маленькие камушки или рис, чтобы она поднималась выше и развевалась быстрее. Ещё одна особенность внешнего вида – войлочный головной убор (сикке), символизирующий надгробный камень, ведь в трансе человек пребывает как бы между жизнью и смертью.

Кроме того, в музее представлены разнообразные экспонаты крымскотатарской культуры, дореволюционные фотографии города и его жителей, те самые уцелевшие мраморные чаши из турецких бань XVI века, расшитые вручную фески (женский головной убор тюркских народов), а среди них – огромная феска, вошедшая в Книгу рекордов Украины в 2013 году.

Посетить ансамбль «Текие дервишей» с экскурсией можно каждый час с 10:00 до 17:00. Взрослый билет стоит 250 рублей*, детский – 150 рублей*.

Гезлёвские ворота Одун-базар къапусы

Одун-базар къапусы (ворота дровяного базара) – это реконструкция главных ворот средневековой крепости Гезлёв. За этими воротами располагались дровяной базар и крупный рынок работорговли. Это были центральные ворота крепости, и отсюда шла дорога на Бахчисарай.

Удивительно, что за пять веков они пережили несколько войн и осад, а разрушены были сознательно в 1959 году: тогда городские власти посчитали, что ворота мешают проезду транспорта на территорию хлебозавода, вплотную к ним примыкающего. Хлебозавод работает и по сей день, одурманивая прохожих ароматами свежей выпечки. Но вот странность: ворота, восстановленные в первоначальном виде в 2004 году, ну совсем ему не мешают.

Сейчас Гезлёвские ворота представляют собой трёхэтажный культурно-этнографический центр. На первом этаже находится аутентичная сувенирная лавка, где можно купить красивую турку, приборы для кофепития, декоративные тарелочки, светильник из разноцветного стекла и многое другое. На втором этаже расположилось этно-кафе, в котором, как считается, подают лучший в городе кофе.

«Кофе сварить – это целое искусство. Зёрна нужно обжарить, перемолоть. На вкус влияет всё, в том числе длительность варки. Здесь кофе готовят разными способами, например, на песке. В идеале он должен выпиваться двумя-тремя глотками, это достаточно крепкий напиток. А ещё здесь делают сладости по старинным рецептам, без крема, ведь в старину не было холодильников», – добавляет экскурсовод.

Наконец, на третьем этаже находится интереснейший интерактивный музей, знакомящий с макетом средневекового Гезлёва размером 5х9 метров.

Дополнительно в культурно-этнографическом центре можно заказать обрядовый тур крымскотатарского сватовства, кулинарный мастер-класс, детскую игровую экскурсию, а также кофейную церемонию, где вы увидите весь процесс – от обжарки зёрен до готовой чашечки с ароматным напитком.

Собор Святого Николая

Архитектурная гордость Евпатории. Собор построен в 1899 году знаменитым архитектором Александром Бернардацци. Посвящён освобождению города от англо-франко-турецких войск периода Крымской войны.

«По своим размерам собор занимает третье место в Крыму. Одновременно здесь могут находиться около двух тысяч верующих. Также он посвящён Святому Николаю, который, как известно, является покровителем путников и моряков. Неудивительно, что купола святыни окрашены в голубой цвет – цвет моря, неба, свободы. А сам собор стоит на возвышенности, и в этом есть свой символизм: человек поднимается к богу снизу вверх», – отмечает Константин Сокирко.

Очень много для строительства собора сделал местный протоиерей Яков Чепурин. Чтобы не замораживать стройку – потому что не хватало даже щедрых подаяний крымчан – он брал ссуды под залог собственного дома.

На территории собора находится могила протоиерея, а на стене с правой стороны установлена мемориальная доска в его честь.

Другие интересности «Малого Иерусалима»

Старинные дома, где жили знаковые личности

Здания, которые находятся на территории маршрута «Малый Иерусалим», – это в основном обычные дома, где проживают люди разных национальностей и разного вероисповедания. Хотя в прежние времена Старый город Евпатории делился на кварталы – по национальному и религиозному принципу. Сегодня всё перемешалось.

Есть дома, которым 200 лет, есть дома, которым 100 лет, и есть новострои.

И, конечно же, есть дома, принадлежавшие известным или знаковым личностям города. Например, прямо возле караимских кенас в доме XVIII века постройки жил гахам – духовный караимский лидер.

«Для караимов гахам значит то же, что Папа Римский для католиков. Караимы были очень влиятельными в период Российской империи, поэтому многие ходили в гости к гахаму, чтобы засвидетельствовать ему своё почтение. Мемориальная доска на доме говорит о том, что здесь летом 1825 года останавливался польский поэт Адам Мицкевич. А осенью – император Александр I. Сейчас это обычный жилой дом, где живут несколько семей. Насколько я знаю – не караимы», – признаётся экскурсовод.

Среди других любопытных построек – дом местного купца Соломона Ботá 1896 года и дом графа Николая Мамýны, который несколько раз избирался головой Евпатории. Как правило, на таких старых зданиях можно увидеть инициалы того, кто их строил, а также год окончания строительства.

И если вот так не спеша побродить по улочкам, внимательно поглядывая по сторонам, то можно найти ещё немало интересных в плане архитектурных решений старинных зданий. А ещё советуем смотреть под ноги: кое-где сохранилась дореволюционная брусчатка, прошедшая испытание временем.

«Старый город привлекает своим колоритом, поэтому здесь неоднократно снимали и снимают художественные фильмы. Например, на улице Караимской снимали кинокартину «Плохой хороший человек», в которой сыграл Владимир Высоцкий. Здесь ему установили мемориальную доску. Но не потому, что он в фильме снялся, а потому, что одну из своих песен посвятил Евпатории. Это «Чёрные бушлаты» – о евпаторийском десанте 1942 года», – поясняет Константин.

Купеческая синагога и ремесленные ярмарки

Ещё одна синагога на маршруте, но – не действующая. Её построили в 1912 году за деньги евреев-купцов. Облицована белым камнем, привезённым из Иерусалима. Летом на площадке перед синагогой проводятся концерты, в частности, фестиваль «Летние вечера на Караимской». Как правило, он проходит в июле-августе, по пятницам. В программе: разнообразные мастер-классы, костюмированные шествия великанов, представления артистов театра живой скульптуры, выступления творческих коллективов, ярмарки изделий народных промыслов и многое другое.

Кстати, по поводу ярмарок. Они проводятся на маршруте всё лето. Здесь выставляются местные умельцы: кузнецы, вышивальщицы, мастера по дереву и коже – всех и не перечислить! Поэтому отличная идея – купить на память какой-нибудь сувенир, который надолго сохранит самые тёплые воспоминания о Евпатории, а ещё не забыть о подарках родным и друзьям. Можете ради интереса заглянуть и в Магазин ненужных вещей: да-да, и такой здесь имеется. Оригинально, а главное – честно.

Художественные росписи на стенах

Живописная во всех смыслах изюминка «Малого Иерусалима» – росписи на стенах, выполненные местными художниками, матерью и сыном Линой и Вячеславом Суховеевыми. Их главная работа – художественная карта маршрута, написанная в 2016 году. Большое настенное полотно посвящено приезду в Евпаторию в 1916 году императора Николая II. И ещё одна роспись – «Сцены из жизни евреев Крыма», прямо возле кафе «Йоськин кот». Чем не крутые фотозоны?

Присоединяйтесь и вы к самому необычному путешествию в вашей жизни – путешествию по «Малому Иерусалиму»!

* Актуальные цены рекомендуется уточнять в ТИЦе

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх